Инициативное бюджетирование: что это?

ПАРТИЦИПАТОРНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Партиципаторное бюджетирование в широком смысле — это участие граждан в распределении бюджетных средств муниципалитета. Оно призвано расширить рамки участия населения муниципалитетов в бюджетном процессе путем созыва специальных комиссий, которые занимаются распределением выделенных средств. Речь идет только о тех бюджетных решениях, при которых мнение граждан может быть учтено. По сути, это процесс распределения части бюджетных средств при участии комиссии, состоящей из граждан и представителей муниципалитета.

Партиципаторное бюджетирование было впервые введено в Латинской Америке в 80-е годы XX века. Сегодня эта успешная практика применяется более чем в 20 странах мира: в Западной и Восточной Европе, США, Латинской Америке и с недавних пор в Китае.

ТЕХНОЛОГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН

Желание обустроить общественное пространство велико, но люди не могут самостоятельно организоваться, найти достаточно средств для реализации своих идей. Именно на решение данных проблем и обращены программы партиципаторного и экстра-бюджетирования (ПЭБ) «Народный бюджет», программы поддержки местных инициатив (ППМИ), реализуемые в российских регионах и получившие общее название «Инициативное бюджетирование». Всех их объединяет вовлеченность граждан в реализацию проектов, направленных на решение задач местного значения. В одном случае это выбор приоритетов расходования бюджетных средств, в другом — софинансирование населением, бизнесом, местным и региональным бюджетом работ по реализации всенародно отобранных проектов.

Сравнительно новые для России технологии инициативного бюджетирования предполагают конструктивное вовлечение граждан в бюджетный процесс, грамотную трактовку ими информации о структуре бюджетных расходов и выдвижение обоснованных инициатив о перераспределении бюджетных средств на новые задачи.

ИНТЕРЕС ВЛАСТИ И ГРАЖДАН

Что дает власти поддержка данных проектов? Во-первых, с помощь­ю инициативного бюджетирования решаются наиболее злободневные проблемы, вызывающие социальную напряженность. Во-вторых, инициируется участие граждан в решении проблем местного значения через работу в бюджетных комиссиях, проектных командах, голосование при определении приоритетов расходования бюджетных средств и т. д. В-третьих, обеспечивается софинансирование гражданами и бизнесом (до 30%) отобранных для реализации проектов. Кроме того, население, сопричастное к реализации отобранного проекта, осуществляет общественный контроль за его реализацией, последующей эксплуатацией и сохран­ностью построенных объектов. Повышается уровень доверия к власти за счет увеличения прозрачности управленческих решений и снижения уровня коррупции. Снижается угроза социальной напряженности. В целом же практика инициативного бюджетирования позволяет существенным образом увеличить эффективность расходования бюджетных средств.

Что получают граждане, участвуя в данных проектах? Во-пер­вых, возможность решать насущные проблемы. Во-вторых, эффективный инструмент мобилизации совместных усилий, реализуемый при поддержке властных институтов. В-третьих, значительное по объемам финансирование от государства на принципах софинансирования. В-четвертых, возможность улучшения среды обитания. И наконец, достоверную и своевременную информацию о бюджетном процессе на региональном и местном уровнях.

УСЛОВИЯ И ПРОЦЕДУРЫ

Для того, чтобы процесс инициативного распределения бюджета был эффективным и приносил реальную пользу, он должен соответствовать следующим критериям:

  • Органы местного самоуправления должны быть готовы к применению делиберативных процедур

В первую очередь, представители исполнительной власти (мэр города, глава муниципального образования) должны быть готовы к совместному решению проблем и оказывать всестороннюю поддержку инициативам граждан.

  • Жителям необходимо предоставлять информацию в полном объеме.

Неважно, чего она касается – круг рассматриваемых вопросов, как правило, относится к наболевшим проблемам, по которым у администрации достаточно знаний и опыта. Без доступа к информации решения людей могут быть неэффективными и попросту ненужными для города или села, несмотря на искреннее желание и добрую волю.

  • Жители, участвующие в программе, не должны оставаться без помощи экспертов и специалистов.

Проблемы могут быть сформулированы «снизу» людьми, которые сталкиваются с ними каждый день. Возможно, у них есть какие-то решения, которые могут оказаться весьма эффективными. Однако без базовых знаний о бюджетном процессе, планировании, муниципальном управлении им будет сложно превратить свои идеи в проекты, которые могут быть включены в местный бюджет.

  • Инициативное бюджетирование должно быть ежегодным.

Ключевая характеристика подобных процессов в мировой практике – их постоянность Это важное условие, являющееся гарантом того, что администрация реально заинтересована в участии жителей и совместной работе.

  • Принятые решения должны исполняться в полном объеме

Использованы материалы статьи Инициативное бюджетирование: российская практика. Автор: Владимир Владимирович Вагин, руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Министерства финансов РФ (Журнал «Бюджет», Апрель  2015)

Форма обратной связи